Язык и речь ангелов: к вопросу об истории енохианского языка

<<< Слова великих людей и не-людей

Енох был мудр и полон духом мудрости. И он сказал Господу: пусть останется память о Твоём милосердии, и пусть те, что любят Тебя, вкусят его после меня; да не будет забыто Твоё милосердие! И Господь был доволен.
И за 50 дней Енох написал; и таким было заглавие его книг: пусть читают те, что боятся Бога и достойны.
Ангел Ave — Джону Ди,
25 июня 1584 года

Люди сотворены не для того, чтобы они таким образом, тростью и чернилами, закрепляли свою верность (своё слово). Ибо люди сотворены не иначе, чем ангелы, чтобы им пребывать праведными и чистыми, и смерть, которая губит всех, не касалась бы их, но они погибают через это своё знание.
(1Енох LXIX:10–11)

Практически все исследователи затрагивают вопрос условной периодизации енохианского языка, противопоставляя два корпуса текстов: LL и Воззвания.
Читать дальше >>>

Слова великих людей и не-людей

<<< Падшие Стражи: celebrate, not celibate

Информация о восьми зонах ответственности ангелов Сторожевых башен передавалась параллельно с диктовкой енохианских Воззваний. Ангел Ave (один из Сыновей Света), разъяснявший Ди и Келли детали получения из Скрижалей ангельских и демонических имён и особенности изготовления так называемой Книги Духов, впервые является им 20 июня 1584 года — и сперва медиумы серьёзно сомневаются в его природе. Интересно, что они просят ангела подтвердить благость его намерений, одновременно выказывая собеседнику очевидное недоверие и готовность поверить ему на слово. «Если ты Ave, — говорит Ди, — во имя Иисуса, скажи, что все нечестивые ангелы осуждены справедливо и что только по милости Божьей, благодаря заслуге Христа, человечество было избрано, чтобы спастись».
Читать дальше >>>

Падшие Стражи: celebrate, not celibate

<<< Ангелы Джона Ди: «те-кого-нельзя-называть»

Поименованные ангелы из числа двухсот падших — «предводители и начальники» прочих — перечисляются в двух отделах Книги Еноха (Втором и Одиннадцатом), причём информация в них несколько разнится. Протоиерей А.В. Смирнов, автор первого перевода Книги Еноха на русский язык (1888 год), утверждает, что речь идёт об одной и той же группе: «Автор перечисляет [в Одиннадцатом отделе] имена начальников падших ангелов, названные уже в 6 главе (за исключением трёх). Но кроме этих начальников указываются ещё особые ангелы»1, — а значит, обращать внимание на эти различия не следует. Так ли это на самом деле, учитывая достаточно серьёзные для того, чтобы оказаться вариациями, расхождения в списках?
Читать дальше >>>

Ангелы Джона Ди: «те-кого-нельзя-называть»

<<< Благие ангелы против нечестивых

Первая группа ангелов енохианской системы Ди, многочисленная и однородная по составу, — это те, кого принято условно обозначать как младших. Принцип «модульной системы» происхождения их самих и образования их имён исчерпывающе объясняет Лон Майло Дюкетт, рассказывая о своих экспериментах с енохианской магией: «Называемые однобуквенными именами ангелы выступают как „модули“ и присоединяются к своим соседям, чтобы образовать „бóльших“ ангелов, чьи имена будут длиннее, а характерные черты и обязанности — сложнее»1. Например, «Abmo — ангел, искусный в трансформации, управляемый Aiaoai Oiiit [«божественное имя» сефиротического креста, управляющего стихией Земли в Воздухе]. Также Abamo. Его спутники — Bmoa, Moab, Oabm»2. Четыре сигила (обозначенные латинскими буквами A, B, M, O), расположенные в соседних клетках таблицы, соединяясь в разном порядке, образуют четыре сочетания — имена четырёх разных ангелов, приходящихся друг другу «спутниками/компаньонами». Общий принцип слияния четырёх автономных сущностей в одну бóльшую остаётся неясным — аксиома «от перемены мест слагаемых сумма не меняется» здесь не срабатывает.
Читать дальше >>>

Благие ангелы против нечестивых

<<< Енохианские ангелы: конечно, они должны были быть благими…

Исходя из повторяющихся моментов, когда одни собеседники Ди и Келли определяют других собеседников как «злых» или «нечестивых», можно утверждать: «ангельская ноосфера», к которой подключаются медиумы для общения с населяющими её сущностями, едина для всех ангелов — и благих, и смутьянов; последние при этом имеют возможность активно включаться в общение и не раз это проделывают. Проецирование такого положения дел на мифопространство Книги Еноха позволяет сделать вывод: падшие Стражи не исключены из единой ноосферы, и это значит, что небесная темница, неиллюзорно устрашившая ветхозаветного патриарха, «работает» узконаправленно, отсекая для тех, кто в ней заключён, возможность установить связь с землёй — и только. Если же связь устанавливают люди, ничто не мешает им участвовать в беседах — успешный опыт медиумов это доказывает.
Читать дальше >>>

Енохианские ангелы: конечно, они должны были быть благими…

<<< Обозначения и сокращения

— Если вы от Бога, в чём плод вашего учения?
— В нашем учении не проповедуется ничего, кроме [знания о] состоянии мира — сейчас и в будущем… Это учение — тайны слова Божьего, скрытые от начала, но теперь переданные человеку.
Эдвард Келли и ангел Nalvage,
11 (21) февраля 1584 года

И для них (ангелов) не будет убежища вовек, так как они показали им (людям) то, что сокрыто, и они осуждены.
(1Енох LXV:11)

Сам Джон Ди никогда не сомневался в том, что избран Богом и, подобно библейским пророкам, общается с небесными посланцами. Он определяет своих собеседников как ангелов, во-первых, следуя собственным чаяниям («без лишней скромности, он стремился быть вторым Енохом, желая получить слово Господа напрямую от Его посланников»1, — пишет Стивен Скиннер); во-вторых, исходя из того, как называли себя гости, — так, в результате первого медиумического сеанса, проведённого Эдвардом Келли 10 марта 1582 года, явился дух, представившийся Уриилом. Имя одного из архангелов, известное в религиозной и оккультной традиции, не вызвало у медиумов никаких сомнений в божественной природе пришельца (через год с небольшим, 29 апреля 1583 года, ангел Il объяснит Ди и Келли: на самом деле то был самозванец, и полученные от него указания по изготовлению магических приспособлений для проведения сеансов — «ложные, дьявольские»). В процессе дальнейшего общения эти сверхъестественные сущности не раз напрямую говорили о том, кем они являются, — так, например, ангел Ath 5 июня 1583 года произнёс: «Мы, благие ангелы, храним тайны тайн Господа».
Читать дальше >>>

Обозначения и сокращения

<<< Необходимое предисловие

TFR — «Истинный и правдивый рассказ о том, что происходило на протяжении многих лет между доктором Джоном Ди… и некими духами» (A True & Faithful Relation of what passed for many yeers [sic!] between Dr. John Dee… and some spirits), дневники Ди, датирующиеся периодом с мая 1583 по сентябрь 1607 года; впервые изданы (с предваряющим их критическим предисловием издателя) в 1659 году.
Читать дальше >>>

Необходимое предисловие

Интерес к магическим дневникам Джона Ди — рукописям, которые включают в том числе корпус енохианских текстов — не первый век остаётся неизменно высоким. В последние три-четыре десятилетия за рубежом опубликовано несколько фундаментальных работ, посвящённых енохианскому языку, его описанию и классификации, а также «енохианской системе» Ди в целом и попыткам соотнести её с псевдоэпиграфической Книгой Еноха в частности. Тем не менее русские исследователи по необъяснимым причинам игнорируют теории своих иностранных коллег, предпочитая опираться на старые, практически не меняющиеся с течением времени идеи и концепции. Учитывая, что более или менее цельный перевод дневников Ди на русский язык увидел свет только в 2016 году, можно утверждать: единственным относительно серьёзным источником до сих пор остаётся «Енохианская система» Израэля Регарди в переводе Анны Блейз — малая часть многотомного труда по истории магии герметического Ордена Золотой Зари; лингвистической её составляющей автор уделил недостаточно внимания, сосредоточившись на магических изысканиях. Таким образом, представляется необходимым в первую очередь ознакомить всех желающих с основными подходами к изучению енохианы, выходящими за пределы системы, изложенной Регарди, — отлично проработанной, но всё же ограниченной.
Читать дальше >>>