Енохианские ангелы: конечно, они должны были быть благими…

<<< Обозначения и сокращения

— Если вы от Бога, в чём плод вашего учения?
— В нашем учении не проповедуется ничего, кроме [знания о] состоянии мира — сейчас и в будущем… Это учение — тайны слова Божьего, скрытые от начала, но теперь переданные человеку.
Эдвард Келли и ангел Nalvage,
11 (21) февраля 1584 года

И для них (ангелов) не будет убежища вовек, так как они показали им (людям) то, что сокрыто, и они осуждены.
(1Енох LXV:11)

Сам Джон Ди никогда не сомневался в том, что избран Богом и, подобно библейским пророкам, общается с небесными посланцами. Он определяет своих собеседников как ангелов, во-первых, следуя собственным чаяниям («без лишней скромности, он стремился быть вторым Енохом, желая получить слово Господа напрямую от Его посланников»1, — пишет Стивен Скиннер); во-вторых, исходя из того, как называли себя гости, — так, в результате первого медиумического сеанса, проведённого Эдвардом Келли 10 марта 1582 года, явился дух, представившийся Уриилом. Имя одного из архангелов, известное в религиозной и оккультной традиции, не вызвало у медиумов никаких сомнений в божественной природе пришельца (через год с небольшим, 29 апреля 1583 года, ангел Il объяснит Ди и Келли: на самом деле то был самозванец, и полученные от него указания по изготовлению магических приспособлений для проведения сеансов — «ложные, дьявольские»). В процессе дальнейшего общения эти сверхъестественные сущности не раз напрямую говорили о том, кем они являются, — так, например, ангел Ath 5 июня 1583 года произнёс: «Мы, благие ангелы, храним тайны тайн Господа».

Мерик Касаубон, первым опубликовавший рукописи Ди в 1659 году, к упоминанию ангелов относится скептически, но, кажется, по большей части оттого, что сам разделяет характерное для религиозного канона и мистической традиции символическое представление о них. «Духи, являющиеся в обличье ангелов света, как те, что ввели в заблуждение доктора Ди и всех, кто охотится за откровениями, пророчествами и недозволенными странностями, — я допускаю это. Но благие ангелы, которые ввязывались бы в занятия, по большей части сопровождаемые обманом и нечестием, — этого я не могу допустить так легко, — пишет он в предисловии к TFR и добавляет: — Я верю, что он [Ди] молился очень усердно и даже назойливо; именно это заставило его настолько уверовать в духов — которые, конечно, должны были быть благими духами и ангелами».

Труды теоретиков и практиков XIX–XX веков вынуждают констатировать: за последние три столетия интерес к енохианской магии и енохианскому языку не угас, а к их «изначальным носителям» — не возрос. Практически все исследователи, изучающие самые разные аспекты наследия Ди и Келли — от чисто эзотерических теорий о Скрижалях и Сторожевых башнях (подробнее см. Слова великих людей и не-людей) с мельчайшими подробностями их церемониального воплощения до сложной и запутанной системы енохианского языка, — весьма скупо рассуждают об истинной сущности ангелов, передававших медиумам информацию. Те, кто использует (или пытается использовать) енохианскую магию на практике, либо не придают этому значения и не углубляются в попытки раскрыть природу этих явлений, направляя всё внимание только на получаемые сообщения или видения, либо склонны отрицать реальность духов как автономных существ.

Так, Алистер Кроули, рассказывая о собственных экспериментах с енохианскими Воззваниями, описывает в «Видении и Голосе» встречи с ангелами Тридцати Эфиров; ангелы Кроули, как и ангелы Ди, выглядят по-разному, но не всегда антропоморфны, и даже когда на первый взгляд таковы — могут описываться совсем иначе, нежели в традиционных источниках. См., например, начало Воззвания к 28 Эфиру2:

В кристалле появляется ангел в переливающихся сияющих одеждах; словно колесо из огня — со всех сторон вокруг него, и в его руке длинный цеп из алых молний; его лицо черно, и его глаза белы, без зрачка и без радужки. Лицо поистине ужасно, если его рассмотреть! Теперь перед ним колесо со множеством спиц и ободов; оно как ограда пред ним. […]
И вот колесо отдаляется, и я вижу его таким, каков он есть. Его одеяние под опаловыми покровами черно, но оно подбито белым; и у него блестящее рыбье брюхо, и огромные крылья из чёрных и белых перьев, и бесчисленные маленькие ножки и когти, как у сколопендры, и длинный хвост, как у скорпиона. Грудь человеческая, но вся она изрезана до крови.

При этом автор убеждён, что речь ни в коем случае не идёт о самостоятельных сущностях, ниспосланных свыше: ангелы, даймоны и «врождённый гений человека, его истинная воля»3 на самом деле — одно и то же. «Это участки человеческого мозга»4, — объясняет Кроули в эссе «Церемониальная магия с точки зрения посвящённого»; соответственно, любое общение с духами есть порождение сознания или подсознания медиума — и любому результату, полученному в процессе такого общения, можно найти рациональное объяснение.

Антон Шандор ЛаВей, автор «Сатанинской Библии», перекроивший енохианские Воззвания под свои нужды5, безапелляционно утверждает: ангелы — всего лишь плод воображения несведущих оккультистов, которые в лучшем случае просто не могут дать иное определение незнакомой сущности. «„Ангелы“, упомянутые в первом открытии енохианских Ключей, полученном Келли через кристалл, суть всего лишь „ангелы“, поскольку оккультисты по сей день лежат немощные, больные метафизическим запором. Теперь кристалл проясняется — и „ангелы“ видятся как „точки зрения“6; распахнуты окна в четвёртое измерение — и врата Ада для оробевших»7, — пишет он; Воззвания (Ключи) — не что иное как «дифирамбы сатанистской вере», все содержащиеся в них определения типа «святой» или «ангельский» — не более чем эвфемизмы для прикрытия слов, считающихся богохульными. Однако же, кем или чем ни являлись бы ангелы, — они, по мнению ЛаВея, были не порождением буйной фантазии магов прошлого, но некоей внешней силой, «от неведомой руки» которой получены Воззвания.

Несколько осторожнее в суждениях исследователи, пытающиеся не практиковать в том или ином виде енохианскую магию, но изучить её отстранённо, сохраняя максимальную объективность. Дональд Лэйкок, профессор, лингвист, изучавший енохианский язык, предполагает: «Может быть, Келли просто „питался“ собственными фантазиями Ди, возвращая их ему обратно. Или, может быть, он подхватывал подсознательные мысли Ди — в каком-то роде экстрасенсорным восприятием — и развивал их. Или, может быть, духи были именно теми, кем они представились, и енохианская система магии — самая могущественная из тех, записи о которых существуют на английском языке»8. Похоже, последний вариант представляется ему наименее вероятным, потому что он резюмирует: «Сам я думаю, что общение Ди с ангелами происходило вследствие комбинации неких факторов. Я уверен, что Келли действительно входил в состояние транса и получал видения, которые честно описывал; но я также уверен, что по крайней мере в некоторых случаях он сознательно дополнял рассказы об этих видениях, а иногда даже сам придумывал их и фабриковал сообщения от духов ради своих собственных целей; и что он использовал, осознанно или неосознанно, любую информацию, которую получал от Ди, и „возвращал“ её обратно к нему. В рассказах о его видениях, однако, могли быть подлинные откровения. Но я думаю, что реальные ангелы говорили бы на языке более согласованном и более благозвучном, нежели енохианский, что они не делали бы ошибок — и могли бы передать человеку нечто большее, чем бесконечные излияния о „Енохе и его Книге“»9.

Томас Хэд, посвятивший изучению «енохианских» рукописей Ди почти двадцать лет, приходит к противоположному выводу: традиционный взгляд на беседы медиумов с ангелами предполагает, что последние были «либо демонами-самозванцами, либо порождениями богатой фантазии Эдварда Келли», — но «в основе такой оценки лежит грубейшее искажение очевидных фактов»10. Очевидные факты состоят в том, что на протяжении всего времени общения с духами Келли чувствовал исходящую от них опасность, высказывал сомнения в их божественной природе и всеми силами пытался убедить в своей правоте Ди (этот же довод приводит и Джеффри Джеймс в предисловии к «Енохианской эвокации», задаваясь резонным вопросом: если визионер был шарлатаном, зачем он настойчиво убеждал своего работодателя, что посещающие их духи — не ангелы, но демоны, и с ними лучше не иметь дела?). «Но самым веским и убедительным аргументом в пользу безусловной честности обоих духовидцев — и Джона Ди, и Эдварда Келли — служит, как ни парадоксально, их потрясающее невежество в вопросе о том, как работать с накопленным материалом»11. Действительно, Хэд, исследователь «рабочего метода» енохианской магии Ордена Золотой Зари, вряд ли мог оценить иначе труды медиумов, которые за несколько лет так и не перешли из области чистой теории к практике, — но это в данном случае и неважно: главное, что он признаёт существование внешних «неведомых духовных сил». Для Джеймса текстология ближе магии — главное противоречие он видит в несовпадении стилистических особенностей повседневных дневниковых записей Келли и продиктованных ангелами енохианских Воззваний (поэтика английского перевода этих текстов не соответствует «писательскому навыку» медиума, который явно не был достаточно литературно одарён для создания такой масштабной фальсификации). В то же время, напоминает Джеймс, нельзя забывать, что Келли иногда «было трудно отличить свои собственные мысли от мыслей „духов“» и что человеческое подсознание «часто способно на подвиги, которые недоступны активному сознанию»12.

Дональд Тайсон, писатель-эзотерик, автор теории об «апокалиптическом деянии», отправной точкой которого должен был оказаться 18-дневный магический ритуал, включающий произнесение енохианских инвокаций, в целом разделяет мнение Лэйкока: «Чем больше я занимаюсь исследованиями енохианской магии, тем больше склонен полагать, что ангелы были автономными порождениями бессознательного, но не Келли, а самого Ди. Они могли опираться на обширные знания шифров, которыми обладал Ди, на его образованность и знание языков, чтобы создать систему енохианской магии и енохианский язык»13. Это, однако, не помешало ему попытаться свести воедино две условные «енохианские системы», одной из главных областей пересечения которых стала как раз идентификация ангелов из обоих источников — TFR и апокрифической Книги Еноха: «„Сто пятьдесят львов, духи грехов, ошибок и заблуждений“ — это те же падшие ангелы, которые в Книге Еноха согрешили со смертными женщинами и учили человечество ложным наукам. По словам [ангела] Ave, эти учения заключались по большей части в демонической магии, или гоэтии»14.

Забегая вперёд, скажем, что это отождествление, хотя оно и может быть частично верным, не вписывается в рамки апокалиптической концепции, основанной на постулате «неповиновение Адама навлекло на Землю проклятье Бога»15, — и не из-за расхождения в численности согрешивших ангелов. Связь с «ангельской линией» Книги Еноха, на первый взгляд придающая достоверность данной концепции, на самом деле ломает внутреннюю логику первоисточника, нарушая целостность его мифопространства. «Открыть врата Сторожевых башен означает […] впустить ангелов в наш мир; не только святых ангелов, которые следуют Божьему плану и вершат Его суд во время преобразования, известного как апокалипсис, — но и ангелов падших, которые грешили с дочерьми человеческими и станут орудием кары»16, — пишет Тайсон; но в мифопространстве Книги Еноха проклятье Бога уже сработало, и повториться оно не может! Орудием кары для Земли и погрязшего в грехах человечества послужил всемирный потоп, после которого Господь духов «раскаялся и поклялся Своим великим именем более не поступать так с живущими на земле» (1Енох LV:1–2), а падшие ангелы были заключены до конца времён в отграниченной от мира темнице — «ни небесной тверди над нею, ни земного основания под нею, только великий огонь, окружённый совершенною пропастью» (1Енох XXI).

Разумеется, это не означает, что апокалиптическая теория Тайсона неверна: можно предположить, что в ней по неясной причине «поменялись полюса» причинно-следственных связей — и в действительности освобождение упомянутых падших ангелов должно выступать целью проведения ритуала, а не одним из средств достижения цели; решение животрепещущего вопроса, свершится или не свершится в результате этого апокалипсис, останется исключительно их прерогативой. К этому предположению мы ещё вернёмся.

Можно было бы упрекнуть Тайсона в избирательности внимания и необъективности суждений (ибо сознательно выдёргивать из контекста первоисточника ограниченный фрагмент и оперировать только им, чтобы получить лишнее подтверждение своей концепции, как минимум неспортивно), если бы так поступал только он один; увы, история согрешивших ангелов — енохианских Стражей — сама по себе слишком притягательна для эзотериков всех мастей. Классический пример доведения теоретизирования до абсурда — бездоказательный тезис, выдвинутый Элизабет Клэр Профет: и сегодня «эти падшие вместе с потомством […] пребывают с нами, занимая сильные позиции в церкви и государстве»17, люди же, которые не столь одарены, «с лёгкостью превращаются в одурманенных обожателей этих вдохновителей»18.

Примечания:

1The complete Enochian dictionary: a dictionary of the angelic language as revealed to Dr. John Dee and Edward Kelley: Preface / Stephen Skinner. — P. 18.
2The Vision and The Voice: The Cry of the 28th Aethyr / Aleister Crowley.
3Гоэтия. С предисловием и комментариями Алистера Кроули / пер. с англ. А. Блейз. — С. 27.
4Там же, с. 57.
5«„Сатанинская Библия“ ЛаВея печатает енохианские Воззвания в форме, которая совершенно чётко даёт понять, что взяты они из версии Алистера Кроули, — но он подставляет имя Saitan там, где в оригинале Iaida („Всевышний“), и делает другие мелкие изменения в переводе: „Повелитель Земли“ вместо „Господь Справедливости“ и „Король Ада“ вместо „Всевышний“» (цит. по: The complete Enochian dictionary: a dictionary of the angelic language as revealed to Dr. John Dee and Edward Kelley: The later history of Enochian / Donald C. Laycock. — P. 62).
6Игра слов: angels (ангелы) — angles (точки зрения).
7The Satanic Bible: The Enochian Language and the Enochian Keys / Anton Szandor LaVey.
8The complete Enochian dictionary: a dictionary of the angelic language as revealed to Dr. John Dee and Edward Kelley: Judgment on the spirits / Donald C. Laycock. — P. 54.
9Там же: Angelic language or mortal folly? Conclusion / Donald C. Laycock. — P. 63.
10Полная система магии Золотой Зари. Том X: Енохианская система / Израэль Регарди: Введение в теорию и практику енохианского учения / Томас Хэд / пер. с англ. А. Блейз. — С. 8.
11Там же, с. 9.
12The Enochian Evocation of Dr. John Dee / Geoffrey James.
13Подлинная магия ангелов: Произношение енохианских слов / Дональд Тайсон / пер. с англ. В. Венюковой. — С. 107.
14Там же: Теургия и гоэтия. — С. 19.
15Там же: Открытие Врат. — С. 53.
16Там же, с. 54.
17Падшие ангелы и истоки зла. Почему Отцы Церкви запретили Книгу Еноха и её потрясающие откровения / Элизабет Клэр Профет / пер. с англ. изд-ва «Диля». — С. 11.
18Там же, с. 83.

>>> Благие ангелы против нечестивых