Благие ангелы против нечестивых

<<< Енохианские ангелы: конечно, они должны были быть благими…

Исходя из повторяющихся моментов, когда одни собеседники Ди и Келли определяют других собеседников как «злых» или «нечестивых», можно утверждать: «ангельская ноосфера», к которой подключаются медиумы для общения с населяющими её сущностями, едина для всех ангелов — и благих, и смутьянов; последние при этом имеют возможность активно включаться в общение и не раз это проделывают. Проецирование такого положения дел на мифопространство Книги Еноха позволяет сделать вывод: падшие Стражи не исключены из единой ноосферы, и это значит, что небесная темница, неиллюзорно устрашившая ветхозаветного патриарха, «работает» узконаправленно, отсекая для тех, кто в ней заключён, возможность установить связь с землёй — и только. Если же связь устанавливают люди, ничто не мешает им участвовать в беседах — успешный опыт медиумов это доказывает.

Оговорка об активном включении в общение принципиальна, ибо есть основания полагать, что по крайней мере в некоторых видениях Ди и Келли могли показывать «ретроспективу» происходившего с упомянутыми ангелами после их падения. См., например, запись от 13 октября 1583 года — ангел Gabriel неожиданно прерывает сессию, вызывая на «суд по слову Господа» некоего Morvorgran и его сторонников:

Gab.: Придите, Morvorgran!
Э.К.: Он зовёт громким голосом.
Э.К.: Теперь приходит высокий чёрный человек с бледным лицом, и за ним [следуют] 24. Они стоят в четыре ряда — шестеро в каждом ряду.
Gab.: Покажи мне свою печать.
Mor.: Смотри, мне дана власть — у напитка твоего служения нет вкуса для меня; я не буду побеждён, ибо я поместил свой престол здесь.
Gab.: Но с чьего позволения? Gag lah nai1.
Э.К.: Теперь Morvorgran падает на колени, остальные падают ниц.
Э.К.: Они, лежащие на земле, трепещут.
Э.К.: Morvorgran показывает ему знак слева на своей груди.
Gab.: Вот воля Божья: ты устроил заговор и восстал против Господа среди его избранников, и сказал, чтобы узнали те, кто подчиняется тебе: давайте восстанем против него и подвергнем гонениям его душу, давайте тайно обманем его, ибо, несомненно, он щедро одарён; ваши заговоры ведут не только к воровству, но также к убийству, — поэтому я запечатываю тебя: да ослабеет твоя власть и да воздастся тебе по слову Господа, который судит праведно. От зла — к скверне. От скверны — к смущению. От смущения — к отчаянию. От отчаяния — к проклятию. От проклятия — к вечным мукам.
[Э.К.: Теперь Gabriel наложил ещё один знак на его печать.]
Mor.: Да будет проклят этот Бог и низвергнута его власть, ибо он обходится с нами несправедливо и поступает безжалостно: он не милостив и не справедлив.
Э.К.: Gabriel отходит от меня к одному из 24 и запечатывает их. Теперь они все уходят прочь, и он ломает острия их мечей.

К сожалению, однозначно сопоставить ангелов из числа упомянутых в TFR и Книге Еноха, основываясь только на данных этих источников, невозможно ввиду недостатка информации. Самый простой, на первый взгляд, способ — поимённое сравнение ангельских пантеонов двух енохианских систем — приходится отвергнуть сразу же: совпадений здесь нет, за исключением имён архангелов, носители которых, как ни парадоксально, выступают отнюдь не главными действующими лицами в системе Ди. Более того, практический опыт убедительно показал, что доверять им нельзя. Мы уже упоминали об одном из примеров обмана медиумов: ангел, назвавшийся Уриилом, дал Джону Ди указания для изготовления магического ламена, которым тот в дальнейшем должен был пользоваться при медиумических сеансах; лишь через год (!) ангел Il проинструктировал Ди заново — передал информацию о новом, верном ламене и объяснил, что в первый раз людей ввели в заблуждение. В тот же день им явился «истинный Uriel», сообщил, что «Бог услышал их молитвы», и рассказал об «обманщике и самозванце»:

Ur.: Тот, кто сотворил это зло, согрешил не только против тебя — но против Бога и против Его истины. Приговор исходит не от меня, и я не могу произнести его; но он сам знает, каков его приговор. Его имя Belmagel; он — смутьян, который следовал за твоей душой с самого начала, стремясь к разрушению. Кто может обмануть лучше, чем он — господин в твоём нечестии и главный хозяин твоих духов; кто настолько же хорошо знаком с тайнами людей, как он, управляющий ими? Мои слова — не обвинение; я не имею дела с подобными скверными деяниями.

Отчего Ди решил, что словам Il и новоявленного Uriel можно доверять, непонятно, — тем не менее он прислушался к ним и изготовил второй ламен. Тайсон утверждает, что и сегодня любой практик может использовать его «как общий ламен енохианской магии» — а первый, «ложный», точно так же годится для всех апологетов «гоэтейской теургии»2.

Это не единственный пример общения с духами-самозванцами — но, кажется, введший медиумов в самое продолжительное заблуждение. В дальнейшем «злые ангелы» посещают их неоднократно, либо оставаясь инкогнито (несколько сессий в период с 20 ноября по 16 декабря 1583 года), либо называясь именами уже известных Ди и Келли собеседников, — но в таких случаях они практически сразу же выдают себя сами, не стараясь сделать обман хоть сколь-нибудь правдоподобным. См., например, запись от 12 апреля 1584 года — явление самозванца под личиной ангела Nalvage:

Nal.: У вас есть всё, что я говорил вам сегодня?
Δ: У нас есть всё — в записи и в нашей памяти.
Nal.: Прочти.
Δ: Я всё прочёл.
Э.К.: Он смеётся — всё громче и громче. У него скрижаль, но она кажется непохожей на ту, которую Nalvage показывал раньше, — в этой таблице десять или одиннадцать разделов, не как в предыдущей.
Δ: Если ты Nalvage, переходи к учению мудрости; если ты не Nalvage — во имя Иисуса, изыди!
…: Я обладаю свободной волей, и я останусь здесь.
Δ: Теперь я не сомневаюсь: ты обманщик.

Возвращаясь к тезису о невозможности с уверенностью сопоставить тех или иных поименованных ангелов Ди с теми или иными поименованными енохианскими Стражами, необходимо заметить: несовпадение имён всё же отнюдь не означает полного или частичного несовпадения списков их носителей. В Книге Еноха зафиксированы имена, под которыми падшие ангелы были известны людям, — и, конечно, от «истинного» енохианского языка они в любом случае далеки.

Примечания:

1Значение неизвестно (енохианск.).
2Подлинная магия ангелов: Священный ламен / Дональд Тайсон / пер. с англ. В. Венюковой. — С. 97.

>>> Ангелы Джона Ди: «те-кого-нельзя-называть»