Слова великих людей и не-людей

<<< Падшие Стражи: celebrate, not celibate

Информация о восьми зонах ответственности ангелов Сторожевых башен передавалась параллельно с диктовкой енохианских Воззваний. Ангел Ave (один из Сыновей Света), разъяснявший Ди и Келли детали получения из Скрижалей ангельских и демонических имён и особенности изготовления так называемой Книги Духов, впервые является им 20 июня 1584 года — и сперва медиумы серьёзно сомневаются в его природе. Интересно, что они просят ангела подтвердить благость его намерений, одновременно выказывая собеседнику очевидное недоверие и готовность поверить ему на слово. «Если ты Ave, — говорит Ди, — во имя Иисуса, скажи, что все нечестивые ангелы осуждены справедливо и что только по милости Божьей, благодаря заслуге Христа, человечество было избрано, чтобы спастись».

Отчего именно подтверждение справедливости наказания падших собратьев вдруг становится мерой правдивости слов ангела, а тем более доказательством его благости, неясно. Похоже, нежелание Ave представиться медиумам сразу после настойчивой просьбы их сильно смутило, а слишком уж неявное согласие некоторых прежних гостей с действиями Бога в отношении «нечестивых» переросло в определённые подозрения даже у Джона Ди, искренне верящего в добродетельных посланцев небес.

Забавно, но требуемое утверждение в итоге так и не было озвучено. В ответ на просьбу Ди ангел произносит короткую проповедь, ожидаемо сообщая расплывчатое: «Милость Божья — истинная манна — утешает тех, кто желает утешиться, и даёт надежду на исправление тем, кто сбился с пути и желает вернуться». Обычно подобные пространные высказывания воспринимаются медиумами как должное и завершаются короткой молитвой во славу Господа, а затем сеанс продолжается; но здесь внезапный проблеск здравого смысла, видимо, заставляет Ди оценить слова ангела как попытку уйти от прямого ответа, и он продолжает настаивать: «Но всё же Его правосудие по отношению к нераскаявшимся и милосердие к избранным справедливы?».

После этого следует неожиданное отступление. «Имей терпение — я вернусь через несколько минут», — говорит Ave и исчезает на четверть часа; вернувшись, без особой конкретики рассказывает, что «отец Тьмы» смущает умы людей, но он, Ave, пришёл сегодня, чтобы поделиться с ними учением, которое «откроет для них Землю», — и медиумы больше не пытаются перевести разговор на осуждение падших. Впрочем, не далее как через несколько дней их любопытство было в некоторой мере удовлетворено — во время сессии 25 июня 1584 года ангел1 представил им следующую версию событий, произошедших на земле во времена патриарха Еноха:

Енох был мудр и полон духом мудрости. И он сказал Господу: пусть останется память о Твоём милосердии, и пусть те, что любят Тебя, вкусят его после меня; да не будет забыто Твоё милосердие! И Господь был доволен.
И за 50 дней Енох написал; и таким было заглавие его книг: пусть читают те, что боятся Бога и достойны.
Но вот люди стали нечестивы и неправедны, и дух Божий отошёл от них. И те, что были недостойны, начали читать. И цари земные говорили против Господа так: есть ли то, чего мы не можем сделать, и кто сможет противиться нам? И Господь был возмущён, и послал Он сто пятьдесят львов, духов нечестия, заблуждения и обмана, быть среди них; и они явились, ибо Господь поместил их среди тех, что были нечестивы, и Своих благих ангелов. И они начали подражать деяниям Господа и Его власти, ибо им была дана власть делать это; так что память о Енохе стёрлась. И духи заблуждения начали учить [людей] своему учению, которое с той эпохи и до сего дня распространилось во все края мира и ныне есть мастерство и умение нечестивых.

Если Книга Еноха относится к разряду продолжений/дописываний по отношению к каноническим библейским текстам, то рукописи доктора Ди однозначно взаимоклассифицируются с нею самой как апокрифы — это две трактовки одних и тех же событий с разных точек зрения. О ком было сказано: «Господь духов разгневался на них, потому что они действуют так, как если бы были равны Богу» (1Енох LXVIII:4–5), — прекрасно известно (более того, их предводители перечислены поимённо), очевидное же противоречие состоит в том, что невозможно понять, кто в действительности инициировал ангелов сойти на землю и совершить все действия, описанные в Книге Еноха (LXIX:215) и в вышеприведённой сессии 25 июня 1584 года. Впрочем, в контексте медиумических сеансов Ди и Келли это было неважно; разумеется, добрые католики XVI века не могли усомниться в логичности деяний Господа, даже если Ему внезапно оказалось угодно поселить среди и так изрядно развратившегося человечества полторы сотни падших Стражей, — тем более что ангел заверил: теперь всё изменится, Бог желает отряхнуть своё «неискажённое» учение от пыли забвения, для чего как раз и понадобились медиумы.

Открытие тайн началось с коротких лекций об «истинном мироустройстве» — рассказов о четырёх ангелах (Сторожевых башнях), после изгнания людей из рая приставленных наблюдать за Землёй, и приписанных к ним духах помельче рангом, имена которых следовало узнать (или всё же, если верно предположение Лэйкока, сформировать) из букв, которыми заполнены переданные Ди и Келли таблицы-скрижали. Медиумы узнали о том, что требуется для коммуникации с этими духами, об их жёсткой иерархической системе и т.д. Согласно утверждению Ave, все ангелы — и благие и нечестивые — могут помочь людям, если дело касается любой из сфер, им подвластных; однако сообщить хоть сколь-нибудь подробную информацию о том, как именно следует звать их на помощь, он не сумел (см. запись от 2 июля 1584 года):

Δ: Что касается формы нашей молитвы, или призвания благих ангелов, — какой она должна быть?
Ave: Краткая и лаконичная речь.
Δ: Пожалуйста, дайте нам пример: так мы будем уверены в том, что делаем всё правильно, и наши действия возымеют больший эффект.
Ave: Я не могу сделать этого.
Э.К.: Но почему?
Ave: Призвание исходит из доброй воли человека, из его рвения и горения духа; такие молитвы [достигнут] Бога.
Δ: Использовать ли нам одну форму призвания для всех?
Ave: Для каждого — свою форму.
Δ: Если разум диктует или подсказывает разные формы, вы имеете в виду?
Ave: Я не знаю, ибо я не живу в душе человеческой.

Прямое указание на то, что ангелов необходимо призывать в произвольной форме, тем интереснее, что большинство практиков начисто его игнорируют, используя для призывания ангелов Скрижалей уже сформулированные енохианские Воззвания. Известный герметист Бенджамин Роу в публикациях, посвящённых опыту работы с Воззваниями, анализирует методики, которыми пользовались оккультисты двух герметических орденов — Золотой Зари и Золота Солнца, и приходит к выводу: ни у первых, ни у вторых нет достаточных оснований утверждать, что их практика «предметно обоснована»2. Однако он предъявляет претензии только к не удовлетворяющим его частностям, но не к базису, и собственные разработки Роу также основаны на предположении, что именно Воззвания должны использоваться для обращения к ангелам Скрижалей (тем не менее ознакомиться с ними может быть интересно — хотя бы в части сравнения интерпретаций). Тайсон замечает, что, следуя примеру именитых предшественников, многие современные маги и сегодня «используют Ключи [Воззвания] […] в повседневной ритуальной работе»3, и упрекает их в небрежности и «обесценивании» сил, к которым они обращаются (мы уже упоминали «восстановленную Книгу Духов» — написанную самим Тайсоном версию обращений к ангелам).

Возникает естественный вопрос: чем объяснить разность природы заклинаний, «исходящих из доброй воли человека», которые каждый медиум должен составить сообразно собственному «горению духа», и Воззваний — по сути, очень близких к тем же молитвам жёстко закреплённых словесных формул, где нет места душевным порывам практиков? Это неразрешимое противоречие до сего дня остаётся предметом спора исследователей. Предполагают, что Воззвания были составлены не людьми (в подтверждение этой теории выдвигается как раз неизменяемость текстов); что их не могли составить и ангелы (которые сами не наделены способностью творить молитвы); что автором их мог быть «кто-то, кто выше ангелов, тогда они должны были быть написаны Отцом Небесным»4, — но рефрен, повторяющийся в абсолютном большинстве Воззваний: придите и покажитесь, откройте тайны вашего сотворения; будьте дружелюбны со мной, ибо я слуга того же Бога, что и вы, истинный почитатель Всевышнего, — свидетельствует, что создал их всё-таки человек.

Одна «человеческая» молитва всё же была приведена в пример, хотя и не использовалась медиумами в дальнейшей работе. 7 июля 1584 года ангел Ave рассказывает о воззвании Еноха к Богу, произнесённом им при создании «первых Скрижалей», — именно их совокупность именуется в рукописях Ди и Келли «Книгой Еноха» (Liber Enoch). Помимо пышных славословий в адрес Бога и служителей Его, а также периодически прорывающегося экстатического самоуничижения («Господи, я меньше песчинки; Твои благие ангелы превосходят меня…») в его тексте содержится и прямое обращение к ангелам: «Позаботьтесь обо мне, как о слуге Господа, с которым Ему было угодно говорить о вас». Последнее явно логически перекликается с енохианскими Воззваниями.

Диктовка Воззваний, начавшаяся 12 апреля 1584 года, проходила по схеме, даже отдалённо не напоминающей процесс обучения чему бы то ни было в привычном для нас виде. Сперва Воззвания транслировались побуквенно, в обратном порядке: так записаны не только сами слова (например, запись A — D — I — A — I образует слово Iaida), но и тексты I–IV (так, Iaida, последнее слово Воззвания, продиктовано первым).

Перед началом работы ангел Nalvage объясняет медиумам, что им предстоит делать и к чему это должно привести. Монолог его, по обыкновению, во многом иносказателен и на первый взгляд похож на стандартную апокалиптическую проповедь о том, как Бог разочаровался в людях, увидев их нечестивые деяния:

Nal.: Стихии осквернены, сыновья человеческие нечестивы, их тела стали грязны, а внутренности — тайные покои их сердец — пещеры и подземелья проклятых. Поэтому я отзову свой дух от них, и они будут опьянены, и их невежество станет так велико, как никогда, — о нет, такого не случалось со времени падения небес. […]
Смотрите — заговорил гром, и земля затуманилась и покрылась мглой, так что душа человека могла уснуть в растерянности. Заговорил второй гром — и восстали духи, те, с которыми имели дело прорицатели, колдуны, чародеи и совратители; и они вошли в святилища и заняли свои места в людях. Поэтому горе земле, ибо она развращена; горе земле, ибо она поддалась искусителю; горе земле, ибо она предана в руки её врага; о, горе сыновьям человеческим, ибо их сосуды отравлены.

В итоге выясняется, что ситуацию могут изменить «незапятнанные грехом» енохианские доктрины, которые откроют избранным Врата понимания (для доступа к ним, предполагается, и нужны «ключи» — Воззвания):

Nal.: Это то самое искусство, которое передало вам непогрешимое учение; содержащиеся в нём воды протекают через многие врата — превыше даже врат невинности, где вы учились открывать величие и искажение природы и стали причастны тайным помыслам Всемогущего, которые должны были проявиться и быть приведены к исполнению. И это знание в вас должно быть совершенно. […]
С этим знанием вы легко сможете судить — не так, как судит мир, но совершеннее, — о мире и обо всём сущем, что содержится в пределах его природы, и обо всём, что должно прийти к концу.

Скрижали, которые ангел показывает визионеру, заполнены «бесконечным числом букв», и он не называет буквы, которые должны зафиксировать в своих дневниках медиумы, а объясняет их расположение в таблицах, указывая на нужные символы. Естественно, записи, полученные таким образом, маловнятны и выглядят приблизительно следующим образом:

A (Две тысячи и четырнадцать, в шестой таблице, это) D
7003. В тринадцатой таблице, это I.
A в 21-й таблице. 11406 вниз.
I в последней таблице, на один меньше, чем число. Слово Iaida — ты поймёшь, что это за слово, до того, как сядет солнце. Iaida — последнее слово Воззвания.
H 49. восходящий T 49. нисходящий, A 909. прямо, O просто.
H 2029. прямо. Назови это — Hoath.

Ди полагал, что если Nalvage не произносит почти ничего вслух, то это разумная мера предосторожности с его стороны, ибо «правильное» чтение заклинания может вызвать силы, к которым оно обращено, раньше положенного:

Nal.: Заметь: при получении Воззваний я буду передавать их от конца к началу; на практике ты должен будешь читать их в правильном направлении.
Δ: Я понял — для того, чтобы они подействовали; всё, что названо, может явиться и воспрепятствовать нашему учению.

Ангел не подтверждает это предположение и не опровергает. Тем не менее такой подход сильно тормозит процесс передачи Воззваний — и рождает серьёзные затруднения в случаях, когда требуется исключить разночтения при записи или исправить ошибки:

Δ: [С большим трудом можно было различить букву. Сам Nalvage сказал, что он пока не знает её; но Э.К. казалось, что это была X. Nalvage отрицал, что это X, но сказал, что он не знает этой тайны: «Произнесите молитву Господу, ибо я не могу открыть её; хотя моя сила умножается, но я не назову эту букву». В конце концов он сказал, что это V.]
Э.К.: Это слово я хорошо запомню.
Nal.: Ты не запомнишь его.

Начиная с 14 мая 1584 года (с пятого Воззвания) слова в текстах идут от первого к последнему, текст читается слева направо, хотя всё ещё побуквенно, — при таком способе передачи Воззваний процесс их записи должен был значительно ускориться. Виной ли тому упоминавшееся выше «умножение силы» ангела или что-то ещё, но с этих пор медиумы начали получать пояснения относительно произношения тех или иных букв и слов (иногда это действительно необходимо. Например, о словосочетании TBLIARD Nalvage уточняет: «Лучше записать F вместо T и произносить F bliard»). Впрочем, судя по всему, ускорение процесса не означало, что он стал менее мучителен для всех участвующих, — в итоге Nalvage и вовсе сходит с дистанции («его отозвали», кратко сообщают людям), и последний текст, Воззвание к Тридцати эфирам, вместо него диктует ангел Ilemese.

«Ключи к Вратам понимания», таким образом, были получены — но так и не использованы на практике; для чего реально они были предназначены, остаётся только гадать. Как уже упоминалось, в среде эзотериков и сегодня нет единого мнения по этому вопросу; чтение Воззваний, сопровождаемое разного рода ритуалами, может быть направлено на достижение самых разных целей — от медитаций (путешествие Кроули по Тридцати эфирам5) до призыва ангелов Скрижалей (практики Золотой Зари). Не следует, однако, упускать из внимания следующие факты: а) Воззвания должны рассматриваться не по отдельности, но как семантически цельный комплекс логически упорядоченных текстов, обращённых от лица человека к неким высшим силам (ангелам), которых призывают явиться к людям, «войти во власть» среди них и быть с ними дружелюбными; б) при всей однозначности определения комплекса Воззваний как молитв ангелы не произносят их вслух, даже когда диктуют медиумам (притом что, напомним, легко рассказали о молитве Еноха по окончании работы над Скрижалями); люди могут произносить эти тексты без дополнительных защитных ритуалов, и, вопреки их опасениям, ничего не происходит (по крайней мере Воззвание к Тридцати эфирам Джон Ди читал вслух для проверки).

Можно было бы строить предположения о том, почему медиумам всё-таки не было позволено провести запланированный ритуал «открытия Врат», но сейчас мы не ставим цели уходить в область чистых допущений; важно только то, что Воззвания, несомненно, исходили из чьего-то «горения духа».

Правомерно ли предполагать, что Енох мог быть и их автором? Согласно дневникам Ди и Келли, ему приписывается авторство Liber Enoch, которую должны были, по изначальному замыслу, читать «богобоязненные и достойные»; по форме она представляет собой скрижали, в которых «содержатся все тайны земные», — 49 листов, расчерченных на таблицы, ячейки которых на первый взгляд хаотично заполнены буквами. По большому счёту, это даже не вступает в противоречие с Книгой Еноха — ибо в ней зафиксированы слова Ноя: «Мой дед Енох дал мне в книге знамения всех тайн и притчи, которые ему были даны, и собрал их для меня в словах книги притч» (1Енох LXVIII:1). Кроме того, в TFR записана упоминавшаяся выше молитва Еноха, которую тот произнёс, узнав, что для создания книги Бог отвёл ему 50 дней. Аналога ей в Книге Еноха нет, зато там есть свидетельство ещё об одной молитве, которая, в свою очередь, не пересекается с упомянутыми в рукописях медиумов; составляя её, Енох просил не за себя:

Они просили меня написать за них просьбу, чтобы через это они обрели прощение, и вознести их просьбу на небо к Богу. Ибо сами они не могли отныне ни говорить с Ним, ни поднять очей своих к небу от стыда за свою греховную вину, за которую они были наказаны. Тогда я составил им письменную просьбу и мольбу относительно состояния их духа и их отдельных поступков, и относительно того, о чём они просили, чтобы через это получили они прощение и долготерпение.
(1Енох XIII:4–7)

К чему привела «письменная просьба и мольба» Еноха за падших Стражей, хорошо известно. Ответ, переданный через него ангелам, больше интересен не общей ветхозаветной категоричностью, но формулировкой запрета на дальнейшее их общение с Богом: «Ваша просьба за них [имеется в виду прошение Стражей за их детей] не будет исполнена для вас, как и та (моя) просьба за вас; вы не можете даже в плаче и воздыхании произносить устами ни одного слова из писания, которое я написал» (1Енох XIV:7–8).

Примечания:

125 июня 1584 г. медиумам явился, по словам Келли, «некто в белых одеждах… не помню, чтобы мне приходилось видеть его раньше» и рассказал о благосклонности Бога к Еноху и о падении «нечестивых и проклятых». Ди полагал (на полях рукописи есть соответствующая пометка), что это был ангел, известный им как Ave.
2Experiments with the Second Enochian Key / Benjamin Rowe.
3Подлинная магия ангелов: Автор енохианских Ключей / Дональд Тайсон / пер. с англ. В. Венюковой. — С. 223.
4Там же, с. 224.
5The Vision and The Voice / Aleister Crowley.

>>> Язык и речь ангелов: к вопросу об истории енохианского языка